№7 Жилищно-коммунальное хозяйство. Кто и как это делает.
Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложная система, в которой задействовано множество частных и общественных институтов: объединения собственников, управляющие компании, коммерческие структуры, органы государственной власти и местного самоуправления. У каждого из участников непростых взаимоотношений в этой сфере имеются свои специфические интересы и потребности, которые в некоторых случаях совпадают, а в некоторых – противоречат друг другу.
Общие подходы государства к реформированию ЖКХ были определены в 1997 году, когда была разработана Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны, суть которой заключается в переводе отрасли на рыночные механизмы. Следующим важным этапом реформы ЖКХ стало принятие нового Жилищного кодекса, ориентированного на собственника.
В настоящий момент в Российской Федерации приватизировано около 80% квартир и примерно пятая часть собственников жилья активно участвует в процессах создания товариществ. Несмотря на то, что пока менее 10% собственников создали ТСЖ, к концу 2007 года количество товариществ собственников жилья в стране увеличится более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. Однако до сих пор остается нерешенным ряд вопросов, препятствующих качественному проведению реформы. Законодательные сдвиги есть, но нужны решительные шаги и самих собственников.
По традиции, на страницах номера PUBLICITY свою оценку состоянию дел в жилищно-коммунальной сфере дают высшие должностные лица государства, главы субъектов РФ, депутаты Государственной Думы, и те, на кого непосредственно направлена реформа ЖКХ — сами собственники жилых помещений.
Спектр этой оценки чрезвычайно широк: что, в свою очередь, свидетельствует о том, что современное состояние взаимоотношений между различными субъектами жилищной политики их еще не вполне удовлетворяет.